Версия сайта для слабовидящих
19.04.2024 12:34
22

125 лет со дня рождения В. Набокова

22 апреля – 125 лет со дня рождения писателя и литературоведа Владимира Набокова (1899–1977).
«Лолита», «Ада», «Приглашение на казнь».

Владимир Владимирович Набоков (1899-1977 гг.) – замечательный русский и американский писатель, драматург, поэт, литературовед, переводчик и одаренный энтомолог, открывший несколько новых видов бабочек.

Был талантливым преподавателем русской и мировой литературы, перевел «Евгения Онегина» на английский язык, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла на русский. Среди писателей русской эмиграции Владимир Набоков был, пожалуй, так же знаменит, как и Иван Бунин.

Творчество Набокова как бы рассыпается на два периода – европейский и американский. В 1962 г. выходит его новый роман «Ада», который имел огромный успех, в 1964 г. издает свой перевод на английский «Евгения Онегина», снабдив его пространным комментарием. Широкая известность к нему пришла после написания романа «Лолита» (роман получил скандальную репутацию). Прожив волею судьбы в Америке двадцать лет, Владимир Набоков утверждал, что он не русский, а американский писатель. Тем не менее остаток своей жизни Набоков прожил в Швейцарии, причем обосновался в старой гостинице, которая чем-то напоминала ему детские годы. Его семья после его смерти жила поблизости в доме, из которого открывался такой же вид на окрестности.

Что же привлекало во всех произведениях Набокова? Несомненное мастерство, виртуозное обращение со словом и органический дар композиции. Содержание многих произведений Набокова трудно пересказать, но они завораживают читателя магией слова, и он уже не может оторваться от дальнейшего повествования. Важнейшим свойством творческого сознания Владимира Набокова является игра. Действительность – это театр, где все роли заранее расписаны автором. Взгляд Набокова несомненно близок к шекспировскому ( Владимир Набоков родился в один день с Шекспиром, 23 апреля – или через сто лет после Пушкина). Поэтому логичнее всего рассматривать произведения  писателя именно в свете игровой поэтики. Набоков отрицал отношение к произведению словесного искусства как к «зеркалу жизни», он признавал творческую связь между литературой и реальностью, считая, что великие произведения искусства – это «новые миры». Наиболее точно свои эстетические взгляды писатель изложил в статье «Искусство литературы и здравый смысл», где обосновал понимание искусства как пересоздания жизни. Проза Набокова, несомненно, элитарна, так как идеальный читатель должен обладать не только  энциклопедическими знаниями, но и уметь мыслить особым образом для того, чтобы получить удовольствие от разгадывания загадок, скрытых в тексте.