Версия сайта для слабовидящих
19.06.2024 12:41
27

23 июня – 135 лет со дня рождения русской поэтессы Анны Ахматовой

Писатели-юбиляры-2024.

Ахматова Анна Андреевна.

 

Анна Андреевна Ахматова  – известная русская поэтесса Серебряного века, литературовед и переводчица. Интерес к Ахматовой огромен – и к творчеству, и к судьбе. Смена эпох и мировые войны, блокада Ленинграда и арест единственного сына — все это пало на плечи Анны Ахматовой. Судьба великой поэтессы была тяжелой и переменчивой, но одно было неизменно: она никогда не переставала писать стихи. Родилась Анна 23 июня в 1889 году под Одессой в семье потомственного дворянина. Андрей Горенко, отец будущей поэтессы, был отставным флотским инженером. Мать Инна Эразмовна занималась хозяйством и домом. Помимо Анны, в семье было шесть детей. Девичья фамилия Анны — Горенко. Отец боялся, что дочь опозорит семью своими поэтическими пристрастиями, поэтому еще в юном возрасте она взяла себе творческий псевдоним — Ахматова. Свое первое стихотворение Анна написала в одиннадцать лет, с тех пор она не сворачивала с предначертанного ей пути и всю жизнь писала стихи. Ахматова имела удивительную власть над мужчинами. У нее было три официальных мужа, однако ни один брак нельзя назвать счастливым. Судьба Анны Ахматовой похожа на захватывающий роман, полный трагедий и переворотов. Неспокойным было время, в котором она жила. И это время оставило сильный «ожог» в ее судьбе.  Она вошла в историю как одна из известнейших русских поэтов Серебряного века, писатель-литературовед, литературный критик и переводчик.  Огромную славу принесли Ахматовой следующие стихотворения: «Я научилась просто мудро жить»; «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»; «Сжала руки под темной вуалью»; «Не с теми я, кто бросил землю». Творческий путь Ахматовой, как и вся ее жизнь, был непростым и тернистым. Анна успела застать славу и признание при жизни, но также столкнулась с запретами на свое творчество и цензурой. Анна Ахматова относится к поэтам Серебряного века. Этим названием обозначают начало XX века — период, когда активно развивается русская поэзия и зарождаются новые литературные стили. Многие привыкли считать, что основная тема в поэзии Ахматовой — любовь. Однако она также много писала о патриотизме и обществе. По мнению критика А.А. Хадзиевой, одной из главных причин успеха поэтессы является ее глубокое мировосприятие. Стиль изложения характеризуется простотой, четкостью и реалистичностью. Анна Ахматова — талантливая женщина с непростой судьбой, которая смогла завоевать любовь миллионов людей по всему миру. Она стала символом любовной поэзии начала XX века. Ее творчество внесло неоценимый вклад в развитие русской литературы.

Произведения Анны Ахматовой, а также книги о её жизни и творчестве  ждут Вас в нашей библиотеке.

 

1. Ахматова, Анна Андреевна (1889-1966).

Стихотворения. Поэмы. Автобиографическая проза / А. А. Ахматова ; сост. Н. И. Крайнева ; худож. В. В. Медведев. - Москва : Слово/Slovo, 2000. - 765, [1] с. - (Пушкинская библиотека).

Вошли авторские сборники "Бег времени", "Тростник", "Anno Domini", "Подорожник", "Белая стая", "Четки", "Вечер"; стихотворения разных лет, не входившие в отдельные книги; автобиографическая проза и заметки из записных книжек "Pro domo mea"; поэмы "Реквием.

 

2. Ахматова, Анна Андреевна (1889-1966).

Стихотворения. Поэмы / А. А. Ахматова. - Москва : Э, 2016. - 605, [2] с. - (Русская классика).

Анна Ахматова (1889 - 1966) - признанный поэт еще в 20-е годы ХХ века, человек с драматичной судьбой, подвергалась замалчиванию, травле, цензурированию. Однако еще при жизни ее поэзия была любима миллионами читателей, а имя уже тогда окружала слава среди почитателей поэзии, как в СССР, так и за рубежом. Тонкое понимание психологии чувства и осмысление общенародных трагедий ХХ века и сейчас привлекают читательский интерес к творчеству А. Ахматовой.

 

3. Ахматова, Анна Андреевна (1889-1966).

Стихотворения и поэмы / А. А. Ахматова ; художник А. Н. Мощелков. - Москва : Детская литература, [2020]. - 346, [2] с. : ил. - (Школьная библиотека).

В сборник крупнейшей лирической поэтессы 20-го века А. Ахматовой вошли стихотворения из книг "Вечер", "Четки", "Белая стая" и других, а также поэмы "Реквием", "Путем всея земли (Китежанка)" и "Поэма без героя".

4. Анна Ахматова : PRO ET CONTRA : антология / составитель, вступительная статья, автор примечания С. Коваленко]. - Санкт-Петербург : РХГИ, 2001 - . - (Русский путь).

Антология "Анна Ахматова: pro et contra" знакомит с откликами современников на творчество одной из крупнейших русских поэтесс XX столетия. Впервые собранные вместе, эти публикации, воссоздавая неповторимую атмосферу эпохи - эпохи духовных исканий, жестких научных и политических пристрастий и императивов, — которой жило, дышало и которую преодолевало ее творчество, позволяют проследить этап первых осмыслений "феномена Анны Ахматовой", без которого невозможно проникновение в более глубокие его пласты.

5. Виленкин, Виталий Яковлевич.

В сто первом зеркале : об А. Ахматовой / В. Я. Виленкин. - 2-е издание, дополненное. - Москва : Советский писатель, 1990. - 331 с. : ил, портр.

"В ста зеркалах" - так назвала Анна Ахматова альбом посвященных ей стихов. Книга В. Виленкина - это как бы сто первое зеркало, в котором отразились личность и грани творческого мира большого поэта. Автор делится своими воспоминаниями о встречах с А. Ахматовой и размышляет об истоках, некоторых мотивах и характерных чертах ее поэзии.

6. Воспоминания об Анне Ахматовой / сост.: В. А. Черных, В. Я. Виленкин ; комментарий А. В. Курт ; комментарий К. М. Поливанова. - Москва : Советский писатель, 1991. - 718 с. : ил.

В книге используются наряду с фотографиями последних лет архивные и любительские, плохо сохранившиеся фотографии.
В книгу входят воспоминания об Ахматовой К. Чуковского, Л. Гинзбург, Н. Мандельштама и других.

 

7. Носик, Борис Михайлович.

Анна Ахматова. Я научилась просто, мудро жить... / Б. М. Носик ; художник Е. В. Максименкова. - Москва : Алгоритм, 2015. - 220, [4] с. : ил. - (Женщины Серебряного века).

«Вы знаете что такое любовь? Настоящая любовь? Любили ли вы так неистово, что готовы были шагнуть в пламя преисподней? Я – да». С этих слов начинается знаменитая киноповесть, посвященная итальянскому художнику Амедео Модильяни. Так начиналась история мимолетной и трагической любви двух гениев начала века: Анны Ахматовой и Амедео Модильяни. Что общего у русской поэтессы и итальянского художника? Сама Анна Андреевна писала об этом романе так: «…все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его - очень короткой, моей - очень длинной». Автор этой книги – Борис Михайлович Носик, первые десятилетия жизни провел в России, но вот уже много лет предпочитает жить во Франции. Он как никто другой смог понять невероятную историю любви Ахматовой и Модильяни. Именно ее автор посчитал основополагающей в биографии Анны Андреевны Ахматовой.

8. Жирмунский, Виктор Максимович.

Творчество Анны Ахматовой / В. М. Жирмунский. - Ленинград : Наука, 1973. - 182 с. : ил. - (Из истории мировой культуры).

Настоящая монография В.М.Жирмунского посвящена биографии и творческому пути Анны Андреевны Ахматовой, великого русского поэта первой половины XX века.

 

9. Кац, Борис Аронович.

Анна Ахматова и музыка : исследовательские очерки / Б. А. Кац, Р. Д. Тименчик. - Ленинград : Советский композитор, 1989. - 334 с.

В книге, выпускаемой к столетию со дня рождения выдающегося советского поэта Анны Ахматовой, освещаются ее музыкальные впечатления и вкусы. Авторы книги описывают биографические эпизоды, связанные с музыкой и музыкантами, указывают на то значение, которое музыка имела в творческом процессе Ахматовой, а также рассматривают тему музыки в ее стихах.
К изданию прилагается нотографический указатель музыкальных сочинений на стихи поэта. Книга обращена к широкому кругу читателей, интересующихся взаимодействием музыки и поэзии.

10. Лиснянская, Инна Львовна.

Музыка "Поэмы без героя" Анны Ахматовой / И. Л. Лиснянская. - Москва : Художественная литература, 1991. - 157 с. - (Массовая историко-литературная библиотека).

Книга известной русской поэтессы Инны Лиснянской - слово о поэте и в то же время проницательное исследование. Трепетная любовь к стиху соединена здесь с подлинным мас­терством пристального и внутренне свободного прочтения текста и широтой интеллектуального кругозора. То, что речь об Ахма­товой, Цветаевой, Блоке, Кузмине ведет поэт, и поэт недюжин­ный, придает этой речи особенное звучание.

 

Завьялова А. Ю., библиотекарь ЦГБ.