07.06.2022 14:03

Братская могила в н.п. Зашеек

Место нахождения: кладбище п. Зашеек.

Воинское захоронение на старом кладбище п. Зашеек относится к памятным местам, связанным с Великой Отечественной войной, после которой осталось немало братских могил на земле Кольского полуострова. Официальной датой создания места захоронения  является 1942 год. Дата последнего захоронения в братской могиле – 1946 год.

Но стоит отметить тот факт, что по сведениям местных краеведов, первыми на кладбище были захоронены лётчики, погибшие еще во время советско-финской войны в 1940 в стороне от Зашейка: «летчиков, погибших (финская война) в Кунчас Губе, на оленях привезли и похоронили в пос. Зашеек. Позже хоронили погибших на аэродроме в Африканде. Всего увековечено около 10 человек» (источник: книга «Долг, честь, отчество, слава»), но об этом официальных данных нет. К ним, по всей видимости, и подхоронили погибших в 1942.

 

Примечание от составителей:

На этом же кладбище похоронен рабочий Соболь, убитый белогвардейцами (на железнодорожном вокзале есть мемориальная плита, посвященная этому человеку). Найти могилу трудно. Есть предположение о месте, но табличка исчезла уже давно.

Первый памятник, на месте захоронения погибшим в годы войны, был установлен в 1956 году. За долгие годы своего существования памятник обветшал и в 1996 году было принято решение об установке нового памятника защитникам Заполярья, поскольку реставрировать старый уже  не имело смысла. Инициатором выступила Кольская АЭС, которая шефствует над этим памятным местом.

Проект реконструкции мемориала был разработан ведущим инженером ОППР КАЭС В. Н. Константиновым.  По его замыслу могила должна быть выложена черным мрамором, а над нею возвышаться небольшой памятник красного цвета в виде пятиконечной звезды, выступающей под углом 30 градусов на фоне развернутого флага. Законченность композиции должно было придать невысокое металлическое ограждение с двумя калитками. Проект был согласован с Советом ветеранов войны и труда г. Полярные Зори и Отделом архитектуры. Расходы на реконструкцию взяли на себя городская администрация и КАЭС. Торжественное открытие нового памятника состоялось 9 декабря 1999 года.

В 2004 году, в рамках подготовки празднования 60-летия Победы в Заполярье, специалистами Кольской АЭС будет проведена дополнительная реконструкция воинского захоронения п. Зашеек. Участок вокруг памятника и рядом расположенных могил В. Дроздова и А. Бурнайкина, погибших на афганской и чеченской войнах, превращен в единый комплекс, установлена ограда, оборудованы бетонные дорожки, проведено озеленение участка.

К сожалению, стоит здесь отметить один негативный факт – при «благоустройстве» подхода к мемориалу затоптали и закатали под асфальт могилы ряда местных жителей, родственники некоторых живы по сей день.

О захороненных в братской могиле, известно мало. И хотя на гранитной плите нового памятника указаны 5 фамилий: капитан К. В. Мельниченко, рядовые И. И. Карнаев, А. З. Зезетко, И. И. Ефимович, И. А. Белокриницкий, информация об этих людях весьма противоречива.

О красноармейце Ефимовиче написано в 3-м томе Книги памяти Мурманской области: «Рядовой Ефимович Иосиф Иванович, родился в 1914 году в г. Калинковичи Гомельской области, белорус, партизан, умер от ран. Похоронен в п. Зашеек Мурманской области».

Что касается остальных, то долгое время братская могила в Зашейке считалась с 2 похороненными с неустановленными фамилиями.

 

 

 

В результате поисков энтузиастов было сделано предположение, что с большой вероятностью, это капитан Мельниченко Карп Васильевич (1913 г.р.) и  сержант Карнаев Иван Иванович (1921 г.р.), погибшие вместе с красноармейцем Зезетко (в документах фамилия красноармейца была написана как Зизетко) Алексеем Засимовичем (1920 г.р.).


Источник: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51517328

 

Но данная информация также, скорее всего, неточна, так как Карнаев И.И. входил в состав экипажа Белоусова Н. И., тоже подбитого в тот день над Алакуртти (данные по экипажу Белоусова см. ниже), а не Головатенко В. А.  А с Мельниченко и Зезетко в тот день был Гребенцов П. Г. Самолет Белоусова Н. И. упал сразу, а самолет Головатенко В. А. дотянул до станции Зашеек. К тому же фамилия рядового Зезетко (Зизетко) А. З. написана с искажением.

Вызывает у поисковиков некоторые сомнения и фамилия Белокриницкого.

О последнем боевом вылете экипажа Головатенко есть рассказ мемуарах А.И. Крылова «По приказу Ставки». Вот как об этом говорится в книге.

«Вражеский аэродром Алакуртти находился в 120 километрах западнее города Кандалакша, он был сильно прикрыт зенитками среднего и крупного калибра, большим количеством зенитных пулеметов. Здесь гитлеровцы применили радиолокационные станции наведения для управления огнем зенитной артиллерии. С первых же налетов на Алакуртти наши самолеты подверглись точному по курсу и высоте обстрелу. Естественно, меткость бомбометания у нас резко снизилась, а бомбардировщики возвращались с задания с большим количеством пробоин. Как-то самолет старшего лейтенанта В. Д. Иконникова получил над Алакуртти несколько десятков мелких и крупных пробоин. К тому же на машине были перебиты подкосы правой стойки шасси. Летчику после многих попыток пришлось сажать бомбардировщик на одно колесо. Лишь благодаря высокому мастерству и исключительному хладнокровию командира самолет при посадке не был разбит. Уже на стоянке техник П. И. Касаткин, производя послеполетный осмотр матчасти, обнаружил в плоскости и в гондоле шасси два застрявших и неразорвавшихся зенитных снаряда. Пришлось немедленно звать на помощь специалистов, которые осторожно извлекли вражеские «гостинцы» и обезвредили их.

Следующей ночью тяжелый случай произошел и с экипажем командира эскадрильи В. А. Головатенко. Он поднялся в воздух первым. Идя с набором высоты, майор быстро преодолел сопки, лежащие вокруг аэродрома, и, развернувшись, взял курс на вражескую авиабазу.

Головатенко В.А. Летчик, командир дальнего бомбардировщика, майор
Мельниченко К.В. Летчик, штурман, старший лейтенант Гребенцев П.Г.

Летчик, начальник связи, старшина Зизетко Летчик, стрелок, сержант. Сентябрь, 1942 г.

 

Штурман капитан К. В. Мельниченко — один из опытнейших мастеров самолетовождения и бомбометания — точно по месту и времени вел корабль. Незадолго до подхода к цели Мельниченко уточнил силу и направление ветра, рассчитал данные для бомбометания и ввел их в прицел. Как только первый самолет-осветитель сбросил «люстры», капитан Мельниченко подал команду:

— Боевой двести восемьдесят!

— Понял! — отозвался летчик.

И в это время как-то разом ощетинился огнем вражеский аэродром. В воздух полетели светящиеся нити пулеметных очередей, рядом с самолетом вспыхнули разрывы снарядов. А когда бомбардировщик Головатенко подошел к кромке летного поля, небо вокруг буквально закипело. Шапки снарядов вставали все ближе и ближе. Вот один из них разорвался у правого борта. Самолет резко качнуло, однако майор выровнял машину и продолжал идти заданным курсом.

На освещенном аэродроме было видно много вражеских бомбардировщиков. Они стояли не рассредоточенными и без маскировки. Возможно, всего несколько часов назад, перед наступлением темноты, «юнкерсы» приземлились, чтоб с рассветом снова подняться на наши объекты. На них и повел Мельниченко нагруженный бомбами «ил». Прильнув к прицелу, он взял за точку прицеливания центральную стоянку.

— Впереди по курсу группа «юнкерсов». Буду бить по ней, — доложил он командиру.

— Добро! — ответил тот.

Шли томительные секунды. Пока штурман осуществлял прицеливание, зенитный огонь усилился. Всполохи и разрывы непрерывно сверкали у самолета. Ожидая привычной команды, летчик молчал, молчали и стрелки. Но вот Мельниченко громко произнес:

— Сброс!

Командир немедля перевел машину в пологое пикирование, стараясь как можно быстрее уйти от зениток. Подал голос стрелок-радист старшина Петр Гребенцов — опытнейший воздушный боец, неоднократно летавший на Берлин и другие важные цели:

— Подорвали «юнкерс», на стоянке два очага пожара.

— Вижу. Молодчина, Карп Васильевич, не промахнулся! — отозвался Головатенко.

— Половину успеха с удовольствием отдаю командиру, — весело произнес штурман.

Впереди и ниже разорвался снаряд, потом другой, третий... Затрещал, зашатался корабль. И тут же как-то странно вскрикнул Мельниченко.

— Что с тобой, Карп? — спросил летчик.

— Ранен я, Виктор Алексеевич, — тихо простонал штурман. — Курс домой восемьдесят пять, смотри на ориентиры, по ним выйдешь на аэродром...

— Крепись, дружище, и не беспокойся, домой дорогу всегда найду!

А вражеские зенитчики словно взбесились. Огненный вихрь продолжал сопровождать самолет. Снаряд взорвался в гондоле левого мотора, его тут же заклинило. Машина накренилась и быстро заскользила вниз. Летчик попробовал выбрать триммер, но его, видимо, перебило. Огромными усилиями командир вывел бомбардировщик в горизонтальный полет. Вскоре подал тревожный голос Гребенцов:

— Товарищ майор, тяжело ранен стрелок Микола Зизетко... Фюзеляж во многих местах пробит, сильно вибрирует хвост самолета.

— Понятно. Петя, надо продержаться в воздухе двадцать пять минут, чтобы доставить раненых друзей домой, — как можно спокойнее ответил Головатенко. И, помолчав, приказал: — Запроси радиопеленг, по нему точнее выйдем на аэродром.

Вскоре Гребенцов сообщил новую неприятность:

— Товарищ командир, повреждена рация. Земля нас не слышит.

— Час от часу не легче. Но отчаиваться не будем! Полетим по компасу, а там и свой ночной старт увидим.

— Обязательно увидим! — в тон командиру ответил старшина и добавил: — А сейчас вижу аэродром Алакуртти — он весь в огне. Так их, фашистских гадов! Молодцы, ребята!

Томительно тянется время. Самолет на одном моторе с трудом держится в воздухе. Несмотря на принятые летчиком меры, его сильно разворачивает. Продолжает вибрировать хвостовое оперение. Достаточно перегрелся правый двигатель, и от этого совсем упала скорость, терялась высота. И в довершение ко всему ухудшилась видимость. Летчик то и дело посматривал на приборы, стараясь выдержать нужный курс. «Что же со штурманом?.. Почему молчит?.. Жив ли?» — терзался в догадках командир. Тут же он вызвал Гребенцова и спросил:

— Как чувствует себя Микола?

— Лежит с перетянутой ногой возле меня, его беспокоит тряска, — ответил стрелок-радист.

— Пусть потерпит, скоро прилетим. Не прошло и пяти минут, как засигналил, закричал Гребенцов:

— Под нами железка. Впереди слева огни!

— Вижу, доворачиваю влево. Продолжай наблюдение, — спокойно сказал Головатенко.

Вокруг в дождевой дымке была незнакомая местность. А когда впереди слева показалась железнодорожная станция, старшина с досадой произнес:

— Это ж не та станция, черт!..

— Верно, станция не наша, — подтвердил командир. С небольшим креном майор стал разворачивать машину. И вдруг почувствовал, что правый двигатель дает перебои. Тяга его упала совсем, быстро терялась высота. Самолет трясет как в лихорадке. В эти критические секунды Головатенко искал выход из создавшегося положения: «Пока еще есть высота, может быть, выброситься с парашютами? — мелькнула мысль. — Нет! Губить людей нельзя! Штурман и стрелок не смогут выбраться из кабин. Надо садиться в поле. Но, может, надо покинуть самолет стрелку-радисту?»

— Петя! Сдает правый мотор, буду садиться возле станции на живот. Может быть, тебе лучше покинуть самолет с парашютом?

— Будем садиться вместе, командир! — твердо ответил старшина и добавил: — Мне тут Зизетко надо придержать...

Садиться... Но где? Вокруг темень, дождевая дымка. Включив посадочную фару, Головатенко с небольшим углом направил машину к земле. Увидев перед собой очертания довольно ровной площадки, покрытой тундровым кустарником, майор убрал газ, но в последний момент заметил прямо перед собой огромный валун, за ним другой. Он увеличил обороты правого движка, и самолет, взмыв, перескочил препятствие. Но за первыми валунами оказалось множество других, более мелких. Летчик снова убрал газ и успел выключить зажигание. Почти неуправляемая машина посыпалась на левое крыло, а затем мотогондолами и фюзеляжем с огромной силой ударилась о камни, с шумом и скрежетом проползла несколько метров вперед и замерла. Раненный над целью, капитан К. В. Мельниченко при ударе самолета о землю скончался. Погибли в своих кабинах старшина П. Н. Гребенцов и сержант Н. В. Зизетко.

К месту падения самолета вскоре прибежали железнодорожники, бойцы, расквартированные возле станции. Они вынесли из кабины тяжелораненого летчика, оказали ему первую медицинскую помощь и отправили в ближайший госпиталь, а его товарищей по экипажу похоронили. Более полугода врачи бились за жизнь Виктора Алексеевича. И сумели поставить его на ноги, вернуть к летной службе. Через восемь месяцев майор возвратился в часть и продолжал служить летчиком-инспектором нашего соединения. Он совершил еще не один десяток боевых вылетов в стан врага».

Поименный список с информацией о  похороненных в братской  могиле в Зашейке, можно узнать в книге полярнозоринского краеведа И. Бессоновой «Из заполярного Зашейка».

18 октября 2018 года у памятника на братской могиле состоялось торжественное открытие памятного знака, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Изготовление памятного знака (в форме информационной таблички) стало возможным благодаря победе МБОУ ООШ № 3 в конкурсном отборе фонда содействия развитию муниципальных образований «Ассоциация территорий расположения атомных электростанций в рамках реализации проекта «Летопись великой Победы».

 

 

 

 

Примечание от составителей:

Подробнее познакомиться с биографиями солдат и офицеров, захороненных в братской могиле, вы можете на «Страничке краеведа»  нашего сайта, в подразделе «Имена из  нашей истории».

 

См. также статьи Аэродром Африканда; «Большевик Заполярья» партизанский отряд; Зашеек, населенный пункт; Музей партизан Заполярья; «По приказу ставки» А. И. Крылов, книга; «Северная» оперативная группа Штаба партизанского движения в Краеведческой АЗБУКЕ для детей и взрослых.

 

Источники:

  1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)  муниципального образования г. Полярные Зори                   с подведомственной территорией: Постановление Администрации г. Полярные Зори Мурманской области от 02.06.2005 г. №324. – Текст : электронный. – URL: http://pravo.gov-murman.ru/  (дата обращения: 01.10.2018).
  2. Белоцерковская, Ю. В память о наших героических земляках / Ю. Белоцерковская // Энергия плюс. – 2004. – 16 июля.
  3. Белоцерковская, Ю. Это надо живым! / Ю. Белоцерковская // Энергия плюс. – 1999. – 17 дек.
  4. Долг, честь, отечество, слава : 65-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне : методическое пособие для краеведов, руководителей молодежных коллективов, групп «Поиск», школьных музеев, молодежных клубов, учителей, библиотекарей, заместителей командиров силовых структур по воспитательной работе / Государственное областное учреждение молодежной политики «Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи» ; составитель М. Г. Орешета. - Мурманск : Север, 2009. – 198, [2] с. : ил.
  5. Из заполярного Зашейка: поименный список жителей населенных пунктов Зашейковского поселкового Совета и поселков лесоучастков Ёна-Бабинского сельского Совета, погибших на фронтах советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Военнослужащие, погибшие в Афганистане и Чечне / авт.-сост. Ирина Бессонова. – Полярные Зори: Нива-Пресс, 2011. – 241 с.
  6. Книга Памяти  : 1941-1945 / Рос. Федерация ; Мурман. обл. ; [сост., общ. ред. С.Н. Дащицкого]. – Мурманск : Кн. изд-во, 1995 – Т. 3: Город Кандалакша; Терский район. – 387 с.
  7. Книга Памяти : 1941-1945 / Рос. Федерация ; Мурман. обл. ; [сост., общ. ред. С.Н. Дащицкого]. – Мурманск : Кн. изд-во, 1995 – Т. 4 : Город Кировск; Ловозерский район; Город Мончегорск.. – 329 с.
  8. Крыло, А. И. По приказу ставки/ А. И. Крылов. – Москва : Воениздат, 1977. – 302 с. : ил. – (Военные мемуары).
  9. Кусов, В. Быль о минувших сражениях / В. Кусов // Энергия плюс. – 2004. – 17 сент.
  10. Кусов, В. Праздник старых солдат / В. Кусов // Энергия плюс. – 2004. – 29 окт.
  11. Никто не забыт, ничто не забыто // Энергия плюс. – 2001. – 4 мая.
  12.  [Памятники на братских могилах в Зашейке и Африканде] // Подвигу – четверть века. – Мурманск, 1970. – С. 107.
  13. Савицкая, О. Дань памяти как длань Господня / О. Савицкая // Городское время. – 2000. – 16 марта.
  14. Савицкая, О. Никто не забыт – ничто не забыто / Ольга Савицкая // Городское время. – 2004. – 12 авг.
  15. Снегова, О. Без срока давности / Ольга Снегова // Энергия плюс. – 2004. – 20 авг.
  16. Это нужно живым! // Энергия. – 1996. – 19 июля.
  1. 18 октября у мемориальных памятников в п. Зашеек и п. Африканда состоялось открытие памятных знаков войнам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. – Текст : электронный. – URL: http://www.pz-city.ru/index.php/novosti/879-18-oktyabrya-u-memorialnykh-pamyatnikov-v-p-zasheek-i-p-afrikanda-sostoyalos-otkrytie-pamyatnykh-znakov-vojnam-pogibshim-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny (дата обращения: 21.11.2018).
  2. Гарина, Е. Солдатам войны посвящается / Елена Гарина. – Текст : электронный. – URL: https://vk.com/wall-29957367?offset=420&own=1&w=wall-29957367_124270 (дата обращения: 21.11.2018).
  3. Головатенко В.А. Летчик, командир дальнего бомбардировщика, майо, Мельниченко К.В. Летчик, штурман, старший лейтенант Гребенцев П.Г. Летчик, начальник связи, старшина Зизетко Летчик, стрелок, сержант. Сентябрь, 1942 г. – Текст : электронный. – URL: http://rgakfd.altsoft.spb.ru/ (дата обращения: 10.09.2018).